Кадол Федор Владимиро­вич

Должность

профессор кафедры

Академическая степень

Доктор педагогических наук, профессор

Общие сведения

Известный белорусский уче­ный, Федор Владимирович Кадол родился 1 ноября 1946 года в деревне Васьковка Мозырского района Гомельской области в крестьянской семье. Окончил Велико-Боковскую ныне Каменскую среднюю школу Мозырского рай­она в 1963 году. Детство было трудовое, послевоенное. Родители привили сыну любовь к труду, настойчивость в дости­жении поставленных целей, ува­жение к людям, стремление найти правильный жизненный путь. Федор Владимирович с большой благодарностью вспоминает своего дядю, известного партийного руководителя Гомельской области Леонида Филипповича Кадола. Именно он и его семья приобщили будущего ученого к высокой культуре, порядочности и достойному образу жизни. 

Под влиянием авторитета своих учителей уже в школьные годы Федор Владимирович проявлял склонность к работе по педагогической профессии. На выбор будущей специ­альности оказал пример учителей родной Велико-Боковской шко­лы: Царенко Антона Прокоповича, Братковского Михаила Куприяновича, Римши Николая Ивановича, Лиса Дмитрия Матвеевича. М.К.Братковский и А.П.Царенко привили любовь к физике и ма­тематике. Эти предметы больше всего привлекали внимание будущего ученого. Н.И.Римша научил понимать литературу и жизнь. Д.М.Лис был увлекающимся историком, умело развивал патриотические чувства.

После окончания средней школы юный Федор Кадол, будучи победителем районных и участником областных олимпиад по физике и математике, не раздумывал долго, поступил на физико-математический факультет Гомельского педагогического институ­та им В.П. Чкалова. Учебу в вузе окончил в 1967 году, получив специальность учителя физики средней школы. Обучаясь на факультете общественных профессий, параллельно освоил до­полнительную специальность учителя физической культуры. После этого была непродолжительная работа учителем физики и математики в Слободской средней школе, служба в рядахСоветской Армии. Затем более семи лет работал учителем фи­зики и математики Михалковской средней школы и директором Слободской средней школы, самой большой в Мозырском райо­не.

Во время работы в качестве учителя, классного руководителя и директора школы у Федора Владимировича проявилось стрем­ление к научным исследованиям по психологии и педагогике, соединению педагогической теории с практикой, научному обобщению собствен­ного опыта. На молодого педагога обратили внимание ученые Мозырского педагогического института и регулярно приглашали на вступительные экзамены. Приметил творческого учителя и член-корреспондент АПН СССР, профессор И.Ф.Харламов. Он предло­жил Ф.В. Кадолу поступать в аспирантуру. Начиная с 1973 года, Ф.В.Кадол-соискатель, а с декабря 1974 года аспирант кафедры педагогики Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины. Учась в аспирантуре и имея достаточный педагогический опыт, Федор Владимирович активно участвовал в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, делал сообщения об особенностях развития воспитательных перспектив ученического коллектива класса. Вскоре он обобщил накопленный научный и практический материал, дал ему глубокое теоретическое толкование в опубликованных статьях, материалах и тезисах докладов. Были также разработаны методические рекомендации по успешной организации воспитательной работы учителей и классных руководителей. Все это получило отражение в канди­датской диссертации, которую Ф.В.Кадол успешно защитил в октябре 1978 года в Ученом совете Минского педагогического института им. А.М.Горького.

В последующие годы молодой ученый под руководством ака­демика НАН Беларуси И.Ф.Харламова активно занимался разра­боткой вопросов нравственного воспитания учащихся. Федор Владимирович всесторонне исследовал проблему формирования у современных школьников таких генеральных нравственных качеств, как честь и достоинство личности. Пристальное внима­ние к этим свойствам человеческого характера не было случай­ным. На всю жизнь он запомнил народную присказку: Шануй сябе, то людзi цябе шанавць будуць (по-русски это: Береги платье снову, а честь смолоду). Исследуя эти проблемы, Федор Владимирович стремился найти эффективные способы развития у подростков и старших школьников чувства самоуважения, понятия чести и личного достоинства. В результате основная тема его научной работы в 1996 году была одобрена Фондом фундаментальныхисследований Республики Беларусь и получила финансовую поддержку. По итогам исследования было издано учебное посо­бие «Воспитание чести и достоинства старшеклассников» (1998), рекомендованное Министерством образования Республики Бела­русь учителям и классным руководителям, студентам и молодым ученым. Эта работа была ценная прежде всего поиском практи­чески значимых форм и методов воспитания личностных качеств учащихся. В своей книге ученый выступает против формализма и созерцательности в такой важной сфере учебно-воспитатель­ной работы школы, как нравственное развитие подрастающего человека, отстаивает принципы сочетания гуманного и требовательного отношения к детям и учащейся молодежи.

Следующим шагом в научной биографии ученого явилась монография «Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования» (2002). На ее основе была написана и успешно защищена докторская диссертация. Федор Владимирович четко вспоминает эти годы - слож­ные, но счастливые для состоявшегося ученого, почувствовавше­го, что такое научная школа, что она значит для формирования педагогического мировоззрения, умения мыслить и анализировать, обобщать и делать выводы, находить собственное место в педа­гогической науке. А теперь, как поется в песне, "нам рано жить воспоминаньями" Впереди кропотливый, неустанный труд по все­сторонней реализации своих научных идеи в учениках, системе обучения и нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи.

Творческая манера профессора Ф.В.Кадола самобытная и ин­дивидуальная, разносторонняя. Он не замыкается только на ча­стных педагогических проблемах. Его занимают вопросы просве­щения в трудах Ф.Скорины, особенности белорусской народной педагогики, воспитательное влияние семьи. Федор Владимирович с большим увлечением читает и глубоко понимает художествен­ную литературу. Хорошо знаком с русской, белорусской и зару­бежной классикой. С огромным уважением относится к глубочайшему духовно-нравственному смыслу народной педагогики, произведениям устного народного творчества, народным традициям и обрядам. Но в силу своей профессии, требующей всестороннего понимания глубинной психологии личности, с особым интересом обращается к произведениям Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С.Шмелева, И.П.Чехова, И.П.Мележа, В.В.Быкова, И.П.Шамякина, И.Я.Науменки, Ф.Фицджеральда, С.Моэма, Э.Хемингуэя, Л.Фейхвангера и многих других классиков художественно-экзистенционалистской психологии.В полном смысле главного своего литературного героя уче­ный назвать затрудняется. В каждом литературном персонаже он ищет характерные черты, внутренние причины тех или иных событий и поступков. Ибо не только простата и всеобщая ясность, но и глубокий психологический и философско-концептуальный уровень идей является индикатором зрелости педагогической науки. К такому уровню научного знания стремится сам   Ф.В. Кадол  и требует этого от своих коллег и учеников, работая заведующим кафедры педагогики учреждение  образования « Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Известный белорусский уче­ный, Федор Владимирович Кадол родился 1 ноября 1946 года в деревне Васьковка Мозырского района Гомельской области в крестьянской семье. Окончил Велико-Боковскую ныне Каменскую среднюю школу Мозырского рай­она в 1963 году. Детство было трудовое, послевоенное. Родители привили сыну любовь к труду, настойчивость в дости­жении поставленных целей, ува­жение к людям, стремление найти правильный жизненный путь. Федор Владимирович с большой благодарностью вспоминает своего дядю, известного партийного руководителя Гомельской области Леонида Филипповича Кадола. Именно он и его семья приобщили будущего ученого к высокой культуре, порядочности и достойному образу жизни. 

Под влиянием авторитета своих учителей уже в школьные годы Федор Владимирович проявлял склонность к работе по педагогической профессии. На выбор будущей специ­альности оказал пример учителей родной Велико-Боковской шко­лы: Царенко Антона Прокоповича, Братковского Михаила Куприяновича, Римши Николая Ивановича, Лиса Дмитрия Матвеевича. М.К.Братковский и А.П.Царенко привили любовь к физике и ма­тематике. Эти предметы больше всего привлекали внимание будущего ученого. Н.И.Римша научил понимать литературу и жизнь. Д.М.Лис был увлекающимся историком, умело развивал патриотические чувства.

После окончания средней школы юный Федор Кадол, будучи победителем районных и участником областных олимпиад по физике и математике, не раздумывал долго, поступил на физико-математический факультет Гомельского педагогического институ­та им В.П. Чкалова. Учебу в вузе окончил в 1967 году, получив специальность учителя физики средней школы. Обучаясь на факультете общественных профессий, параллельно освоил до­полнительную специальность учителя физической культуры. После этого была непродолжительная работа учителем физики и математики в Слободской средней школе, служба в рядахСоветской Армии. Затем более семи лет работал учителем фи­зики и математики Михалковской средней школы и директором Слободской средней школы, самой большой в Мозырском райо­не.

Во время работы в качестве учителя, классного руководителя и директора школы у Федора Владимировича проявилось стрем­ление к научным исследованиям по психологии и педагогике, соединению педагогической теории с практикой, научному обобщению собствен­ного опыта. На молодого педагога обратили внимание ученые Мозырского педагогического института и регулярно приглашали на вступительные экзамены. Приметил творческого учителя и член-корреспондент АПН СССР, профессор И.Ф.Харламов. Он предло­жил Ф.В. Кадолу поступать в аспирантуру. Начиная с 1973 года, Ф.В.Кадол-соискатель, а с декабря 1974 года аспирант кафедры педагогики Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины. Учась в аспирантуре и имея достаточный педагогический опыт, Федор Владимирович активно участвовал в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, делал сообщения об особенностях развития воспитательных перспектив ученического коллектива класса. Вскоре он обобщил накопленный научный и практический материал, дал ему глубокое теоретическое толкование в опубликованных статьях, материалах и тезисах докладов. Были также разработаны методические рекомендации по успешной организации воспитательной работы учителей и классных руководителей. Все это получило отражение в канди­датской диссертации, которую Ф.В.Кадол успешно защитил в октябре 1978 года в Ученом совете Минского педагогического института им. А.М.Горького.

В последующие годы молодой ученый под руководством ака­демика НАН Беларуси И.Ф.Харламова активно занимался разра­боткой вопросов нравственного воспитания учащихся. Федор Владимирович всесторонне исследовал проблему формирования у современных школьников таких генеральных нравственных качеств, как честь и достоинство личности. Пристальное внима­ние к этим свойствам человеческого характера не было случай­ным. На всю жизнь он запомнил народную присказку: Шануй сябе, то людзi цябе шанавць будуць (по-русски это: Береги платье снову, а честь смолоду). Исследуя эти проблемы, Федор Владимирович стремился найти эффективные способы развития у подростков и старших школьников чувства самоуважения, понятия чести и личного достоинства. В результате основная тема его научной работы в 1996 году была одобрена Фондом фундаментальныхисследований Республики Беларусь и получила финансовую поддержку. По итогам исследования было издано учебное посо­бие «Воспитание чести и достоинства старшеклассников» (1998), рекомендованное Министерством образования Республики Бела­русь учителям и классным руководителям, студентам и молодым ученым. Эта работа была ценная прежде всего поиском практи­чески значимых форм и методов воспитания личностных качеств учащихся. В своей книге ученый выступает против формализма и созерцательности в такой важной сфере учебно-воспитатель­ной работы школы, как нравственное развитие подрастающего человека, отстаивает принципы сочетания гуманного и требовательного отношения к детям и учащейся молодежи.

Следующим шагом в научной биографии ученого явилась монография «Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования» (2002). На ее основе была написана и успешно защищена докторская диссертация. Федор Владимирович четко вспоминает эти годы - слож­ные, но счастливые для состоявшегося ученого, почувствовавше­го, что такое научная школа, что она значит для формирования педагогического мировоззрения, умения мыслить и анализировать, обобщать и делать выводы, находить собственное место в педа­гогической науке. А теперь, как поется в песне, "нам рано жить воспоминаньями" Впереди кропотливый, неустанный труд по все­сторонней реализации своих научных идеи в учениках, системе обучения и нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи.

Творческая манера профессора Ф.В.Кадола самобытная и ин­дивидуальная, разносторонняя. Он не замыкается только на ча­стных педагогических проблемах. Его занимают вопросы просве­щения в трудах Ф.Скорины, особенности белорусской народной педагогики, воспитательное влияние семьи. Федор Владимирович с большим увлечением читает и глубоко понимает художествен­ную литературу. Хорошо знаком с русской, белорусской и зару­бежной классикой. С огромным уважением относится к глубочайшему духовно-нравственному смыслу народной педагогики, произведениям устного народного творчества, народным традициям и обрядам. Но в силу своей профессии, требующей всестороннего понимания глубинной психологии личности, с особым интересом обращается к произведениям Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С.Шмелева, И.П.Чехова, И.П.Мележа, В.В.Быкова, И.П.Шамякина, И.Я.Науменки, Ф.Фицджеральда, С.Моэма, Э.Хемингуэя, Л.Фейхвангера и многих других классиков художественно-экзистенционалистской психологии.В полном смысле главного своего литературного героя уче­ный назвать затрудняется. В каждом литературном персонаже он ищет характерные черты, внутренние причины тех или иных событий и поступков. Ибо не только простата и всеобщая ясность, но и глубокий психологический и философско-концептуальный уровень идей является индикатором зрелости педагогической науки. К такому уровню научного знания стремится сам   Ф.В. Кадол  и требует этого от своих коллег и учеников, работая заведующим кафедры педагогики учреждение  образования « Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Известный белорусский уче­ный, Федор Владимирович Кадол родился 1 ноября 1946 года в деревне Васьковка Мозырского района Гомельской области в крестьянской семье. Окончил Велико-Боковскую ныне Каменскую среднюю школу Мозырского рай­она в 1963 году. Детство было трудовое, послевоенное. Родители привили сыну любовь к труду, настойчивость в дости­жении поставленных целей, ува­жение к людям, стремление найти правильный жизненный путь. Федор Владимирович с большой благодарностью вспоминает своего дядю, известного партийного руководителя Гомельской области Леонида Филипповича Кадола. Именно он и его семья приобщили будущего ученого к высокой культуре, порядочности и достойному образу жизни. 

Под влиянием авторитета своих учителей уже в школьные годы Федор Владимирович проявлял склонность к работе по педагогической профессии. На выбор будущей специ­альности оказал пример учителей родной Велико-Боковской шко­лы: Царенко Антона Прокоповича, Братковского Михаила Куприяновича, Римши Николая Ивановича, Лиса Дмитрия Матвеевича. М.К.Братковский и А.П.Царенко привили любовь к физике и ма­тематике. Эти предметы больше всего привлекали внимание будущего ученого. Н.И.Римша научил понимать литературу и жизнь. Д.М.Лис был увлекающимся историком, умело развивал патриотические чувства.

После окончания средней школы юный Федор Кадол, будучи победителем районных и участником областных олимпиад по физике и математике, не раздумывал долго, поступил на физико-математический факультет Гомельского педагогического институ­та им В.П. Чкалова. Учебу в вузе окончил в 1967 году, получив специальность учителя физики средней школы. Обучаясь на факультете общественных профессий, параллельно освоил до­полнительную специальность учителя физической культуры. После этого была непродолжительная работа учителем физики и математики в Слободской средней школе, служба в рядахСоветской Армии. Затем более семи лет работал учителем фи­зики и математики Михалковской средней школы и директором Слободской средней школы, самой большой в Мозырском райо­не.

Во время работы в качестве учителя, классного руководителя и директора школы у Федора Владимировича проявилось стрем­ление к научным исследованиям по психологии и педагогике, соединению педагогической теории с практикой, научному обобщению собствен­ного опыта. На молодого педагога обратили внимание ученые Мозырского педагогического института и регулярно приглашали на вступительные экзамены. Приметил творческого учителя и член-корреспондент АПН СССР, профессор И.Ф.Харламов. Он предло­жил Ф.В. Кадолу поступать в аспирантуру. Начиная с 1973 года, Ф.В.Кадол-соискатель, а с декабря 1974 года аспирант кафедры педагогики Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины. Учась в аспирантуре и имея достаточный педагогический опыт, Федор Владимирович активно участвовал в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, делал сообщения об особенностях развития воспитательных перспектив ученического коллектива класса. Вскоре он обобщил накопленный научный и практический материал, дал ему глубокое теоретическое толкование в опубликованных статьях, материалах и тезисах докладов. Были также разработаны методические рекомендации по успешной организации воспитательной работы учителей и классных руководителей. Все это получило отражение в канди­датской диссертации, которую Ф.В.Кадол успешно защитил в октябре 1978 года в Ученом совете Минского педагогического института им. А.М.Горького.

В последующие годы молодой ученый под руководством ака­демика НАН Беларуси И.Ф.Харламова активно занимался разра­боткой вопросов нравственного воспитания учащихся. Федор Владимирович всесторонне исследовал проблему формирования у современных школьников таких генеральных нравственных качеств, как честь и достоинство личности. Пристальное внима­ние к этим свойствам человеческого характера не было случай­ным. На всю жизнь он запомнил народную присказку: Шануй сябе, то людзi цябе шанавць будуць (по-русски это: Береги платье снову, а честь смолоду). Исследуя эти проблемы, Федор Владимирович стремился найти эффективные способы развития у подростков и старших школьников чувства самоуважения, понятия чести и личного достоинства. В результате основная тема его научной работы в 1996 году была одобрена Фондом фундаментальныхисследований Республики Беларусь и получила финансовую поддержку. По итогам исследования было издано учебное посо­бие «Воспитание чести и достоинства старшеклассников» (1998), рекомендованное Министерством образования Республики Бела­русь учителям и классным руководителям, студентам и молодым ученым. Эта работа была ценная прежде всего поиском практи­чески значимых форм и методов воспитания личностных качеств учащихся. В своей книге ученый выступает против формализма и созерцательности в такой важной сфере учебно-воспитатель­ной работы школы, как нравственное развитие подрастающего человека, отстаивает принципы сочетания гуманного и требовательного отношения к детям и учащейся молодежи.

Следующим шагом в научной биографии ученого явилась монография «Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования» (2002). На ее основе была написана и успешно защищена докторская диссертация. Федор Владимирович четко вспоминает эти годы - слож­ные, но счастливые для состоявшегося ученого, почувствовавше­го, что такое научная школа, что она значит для формирования педагогического мировоззрения, умения мыслить и анализировать, обобщать и делать выводы, находить собственное место в педа­гогической науке. А теперь, как поется в песне, "нам рано жить воспоминаньями" Впереди кропотливый, неустанный труд по все­сторонней реализации своих научных идеи в учениках, системе обучения и нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи.

Творческая манера профессора Ф.В.Кадола самобытная и ин­дивидуальная, разносторонняя. Он не замыкается только на ча­стных педагогических проблемах. Его занимают вопросы просве­щения в трудах Ф.Скорины, особенности белорусской народной педагогики, воспитательное влияние семьи. Федор Владимирович с большим увлечением читает и глубоко понимает художествен­ную литературу. Хорошо знаком с русской, белорусской и зару­бежной классикой. С огромным уважением относится к глубочайшему духовно-нравственному смыслу народной педагогики, произведениям устного народного творчества, народным традициям и обрядам. Но в силу своей профессии, требующей всестороннего понимания глубинной психологии личности, с особым интересом обращается к произведениям Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С.Шмелева, И.П.Чехова, И.П.Мележа, В.В.Быкова, И.П.Шамякина, И.Я.Науменки, Ф.Фицджеральда, С.Моэма, Э.Хемингуэя, Л.Фейхвангера и многих других классиков художественно-экзистенционалистской психологии.В полном смысле главного своего литературного героя уче­ный назвать затрудняется. В каждом литературном персонаже он ищет характерные черты, внутренние причины тех или иных событий и поступков. Ибо не только простата и всеобщая ясность, но и глубокий психологический и философско-концептуальный уровень идей является индикатором зрелости педагогической науки. К такому уровню научного знания стремится сам   Ф.В. Кадол  и требует этого от своих коллег и учеников, работая заведующим кафедры педагогики учреждение  образования « Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Основные публикации



1. Золотой фонд педагогической науки /Ф.В. Кадол // Народная асвета. – 2010. – № 12. – С.3-6.
2. Научная сущность и основные источники современного педагогического знания /Ф.В. Кадол // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2011. –  № 6 (57). – С. 163-172.
3. Моделирование процессов развития студенческого самоуправления и коммуникативной компетентности будущего учителя  / Ф.В. Кадол, Т.В. Куприянчик Т.В. // Вышэйшая школа. –  2011. –  № 3. – С. 65-72.
4. Нравственное развитие и саморазвитие личности в детском воспитательном коллективе  /Ф.В. Кадол // Праблемы выхавання. – 2011. –  № 3. – С. 8-11.
5. Генезис понятия «культура вербального общения» : от риторики к теории коммуникаций  /Ф.В. Кадол // Адукацыя і выхаванне. – 2011. –  № 4. –  C. 46-56.
6. Методы, формы и средства воспитания на современном этапе: научные и практические аспекты /Ф.В. Кадол // Народная асвета. – 2011. –  № 10. – С. 3-8.
7. Базисно-интегрированная направленность чести и личного достоинства как нравственных качеств учащихся /Ф.В. Кадол // Идейно-нравственное саморазвитие личности : сб. науч. статей / редкол. :  Ф.В. Кадол (науч. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.), Л.И. Селиванова, В.С. Болбас ; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. – С. 25-34.
8. Классический университет как фактор профессионального становления будущего учителя /Ф.В. Кадол // Педагогическая среда в унивреситета като простанство за  професионально-личностно развитие на бъдещия специалист : сб. науч. статей / Изд-во “ЕКС-ПРЕС” – Габрово, 2011. Ч. 2, с. 157-162.
9. Развитие нравственного сознания студентов в процессе вузовского обучения   /Ф.В. Кадол // Содружество наук. Барановичи-2011 [Текст] : Материалы VII Междуунар. Науч.практ. конф. молодых исследователей, 19-20 мая 2011 г., г. Барановичи, Респ. Беларусь : в 2 ч. / редкол. : А.В. Никишова (гл. ред.), И.Я. Тучина (отв. ред.) [и др.] – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – Ч. 2 – С. 100–101.
10. Дидактическая компетентность будущего учителя  /Ф.В. Кадол //   «Проблемы преподавания химии в школе и вузе: пути решения», международная науч. конф. (2011, Гомель). Международная научная конференция «Проблемы преподавания химии в школе и вузе: пути решения», 10–11 ноября 2011 г. : [материалы] / редкол. : Н.И. Дроздова (гл. ред) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. – С. 185-187.
11. Диалог как фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия  /Ф.В. Кадол, Л.Н. Городецкая // Непрерывное географическое образование : новые технологии в системе высшей и средней школы (материалы III Международной науч.-практ. конференций). – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. – С. 146-148.