Разработки кафедры

Научная школа

Развитие инновационных основ нравственного воспитания школьников

 

Основатель научной школы ХАРЛАМОВ Иван Федорович 

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР, академик НАН Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Беларуси.

 

 

 

       Школа начала функционировать с 1972 года, когда заве-дующий кафедрой педагогики и психологии И.Ф. Харламов издал свою фундаментальную монографию "Теория нравственного воспитания". В этом же году эта монография была защищена И.Ф. Харламовым в качестве докторской диссертации.

       После известного педагога П.Я. Панкевича, который стал первым в Белоруссии доктором педагогических наук (1929) и первым из педагогов был избран академиком АН БССР (1931), И.Ф. Харламов – второй белорусский ученый, удо-стоенный этих высоких званий в области педагогики (1972; 1995).

 

 

 

В первый состав научной школы вошли преподаватели кафедры педагогики и психологии Гомельского государственного университета: К.А. Комиссарчик, Р.Н. Овчинников, Г.А. Гудилин, Е.И. Балашов, А.В. Санникова, В.Ф. Денисова, Ф.В. Кадол, В.П. Горленко.

 

 

 

Этапы развития научной школы

 

Первый этап (1972-1980)

 

В этот период члены кафедры изучали проблему "Психолого-педагогические основы воспитательной работы по формированию нравственного сознания учащихся" (ГБ 76–19,  № ГР 76018841). Была доказана актуальность и необходимость изучения вопросов развития нравственного сознания учащихся.

В 1977 г. издательством "Народная асвета" был опубликован первый сборник "Этические беседы с учащимися". Начиная с середины 70-х гг. издательство "Народная асвета" осуществляет выпуск методических пособий для учителей и классных руководителей под серийным названием "Этические беседы с учащимися".

Вскоре плодотворная деятельность сотрудников лаборатории принесла свои плоды. Материалы по проведению этических бесед с учащимися стали регулярно публиковаться в ведущем педагогическом журнале "Народная асвета".

В 1990 г. на ВДНХ проводилась тематическая выставка "Учитель – гражданин, профессионал". За представленный на ней комплекс учебно-методической литературы в помощь учителю сотрудники лаборатории были награждены серебряной медалью.

 

 

Второй этап (1981-1990)

 

Это десятилетие было посвящено изучению проблем "Взаимосвязь урочных и внеклассных занятий в процес-се формирования нравственных знаний учащихся" (ГБ 81–19, № ГР 81022668) и "Воспитательная деятельность классного руководителя по нравственному развитию личности школьника" (ГБ 86–23, № ГР 0014787).

В этот период научная школа пополнилась новыми исследователями – преподавателями кафедры педагогики и психологии (М.А. Дмитриев, Н.И. Мурачковский, Г.В. Гатальская, А.А. Лытко, В.Т. Чепиков, И.В. Сильченко).

Научный багаж кафедры по исследованию проблем нравственного воспитания составило в этот период учебное пособие "Нравственное воспитание школьников", написанное И.Ф. Харламовым и изданное в 1983 г. московским издательством  "Просвещение" в серии "Библиотека классного руководителя".

 

      

 

Третий этап (1991-2000)   

 

На этом этапе исследовалась проблема "Развитие активности учащихся в процессе нравственного воспитания" (ГБ 91–39, № ГР 01910021822). Цель исследования заключалась в раскрытии предпосылок стимулирования моральной активности школьников как определяющего фактора их нравственного воспитания.

В практическом плане результаты научных исследований выразились в целом ряде публикаций. И.Ф. Харламов использовал их в своих учебных пособиях и учебнике "Педагогика", которые неоднократно переиздавались с 1990 г.

 

Рассмотрение путей, методов и средств формирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания составляет основу учебно-методического пособия В.П. Горленко "Класны кіраўнік: асновы выхаваўчага ўмельства" (1995)

 

Весьма результативной в этот период была исследовательская работа доцента кафедры Ф.В. Кадола.

В издательстве "Універсітэцкае" было опубликовано учебное пособие Ф.В. Кадола "Воспитание чести и достоинства старшеклассников".

 

 

В 1992 г. М.А. Дмитриев защитил докторскую диссертацию "Становление и развитие политехнического образования и трудового воспитания в общеообразовательной школе Республики Беларусь в 1919-1991 гг".

 

 

                                                                   

 

 

                                                                                           Четвертый этап (2001-2010)

 

На этом этапе исследовались проблемы "Совершенствование научно-методических основ нравственного воспитания в системе учебных занятий и внеклассной работы в общеобразовательной школе" (ГБ 01–11, № ГР 20012598) и "Развитие теории и методики морально-этического воспитания учащихся" (ГБ 06–03, № ГР 20064340).

Продолжалась работа над темой "Педагогическая практика студентов: развитие научных основ" (ГБЦМ 01–15,  № ГР 2001548).

На данном этапе происходил процесс смены и обновления состава научной школы. Ее ряды пополнили: И.Т. Зайцева, С.А. Вальченко, Л.Д. Ермакова, А.Э. Потросов, Л.Н. Городецкая, Е.Л. Адарченко, Л.И. Селиванова и др.

В декабре 2002 г. Ф.В. Кадол защитил докторскую диссертацию "Формирование чести и личного достоинства учащихся в системе нравственного воспитания".

 

В 2002 г. в издательстве "Университетское" вышла монография В.П. Горленко "Педагогическая практика студентов: развитие научных основ".

 

 

Кафедра педагогики регулярно организует Педагогические чтения, международные и республиканские научно-практические конференции, посвященные памяти академика И.Ф. Харламова  и профессора М.А. Дмитриева.По итогам конференций изданы сборники научных статей.

 

 

Мемориальная библиотека академика И.Ф. Харламова