История кафедры

Кафедра педагогики - одна из старейших в университете. Она функционирует с 1930 г., со дня основания Гомельского педагогического института. В первое десятилетие кафедра изменила несколько названий. В 1930 г. - кафедра педагогики. В 1933 г. - кафедра педагогики и педологии. В 1935 г. - кафедра педагогики и психологии. В 1936 г. согласно приказу № 112 по Гомельскому педагогическому институту стали функционировать две самостоятельные кафедры: педагогики и психологии. Кафедру психологии возглавил профессор Иван Владимирович Страхов.

 Первым заведующим кафедрой педагогики (1930-1933) был доцент Мартин Феофанович Лозбень. Затем на этой должности находились доцент А.А. Козлов (1933-1934), профессор И.В.Страхов (1934-1935), к.п.н. П.Д.Коляда (1936-1937) к.п.н. И.В.Лакин (1937-1941). В этот период на кафедре преподавателями также работали А.А.Василевский, И.Н.Марголин, А.И.Алисиевич, А.И.Масюкова. Многие из них активно публиковались в сборниках и периодической печати. Так, И.Н.Марголин в своей автобиографии, датированной 14 января 1936 г., писал, что на данный момент он имеет около 250 публикаций, из них 34 статьи в таких журналах союзного и республиканского значения, как "На путях к новой школе", "Асвета", "Камунiстычнае выхаванне", "Народный учитель", "Начальная школа" и др.

 В первые послевоенные годы (1944-1947) кафедрой педагогики и психологии заведовал Иван Андреевич Алисиевич. На протяжении последующих 18 лет (1947-1965) - М.Ф.Лозбень. В 1945 г. стал кандидатом педагогических наук И.Н.Марголин, защитив в НИИ методов обучения АПН РСФСР диссертацию на тему "Вопросы методики начального обучения и воспитания". В 1954 г. К.А.Комиссарчик защитила в НИИ психологии АПН РСФСР кандидатскую диссертацию по психологии на тему "Последовательность запоминания разного вида материала учащимися средней школы". В 1955 г. в Московском государственном педагогическом институте им В.И.Ленина защитил диссертацию по педагогике на тему "Педагогические взгляды Якуба Коласа" А.И.Алисиевич.

 Длительный период, почти 38 лет (1965-2003), кафедрой педагогики и психологи (с 1994 г - кафедрой педагогики) заведовал Иван Федорович Харламов, который благодаря своей неутомимой творческой деятельности, заботе о развитии педагогической науки и многочисленным опубликованным работам приобрел в педагогических кругах широкую известность и авторитет. Как ученый И.Ф.Харламов достиг практически всех степеней и званий, наград и премий: доктор педагогических наук (1973), профессор (1974), членкорреспондент АПН СССР (1974-1990), действительный член АПН СССР (1990), академик НАН Республики Беларусь (1995), зарубежный член Российской академии образования (1999); заслуженный деятель науки БССР (1980). Награжден орденом "Трудового Красного Знамени" (1978), Почетными грамотами Верховного Совета БССР (1975, 1978), серебряной медалью ВДНХ (1991). Почетный профессор Гомельского государственного университета (1999). В 2001 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь за учебник "Педагогика" на белорусском языке.

 И.Ф.Харламовым издано 33 книги, 18 брошюр, 267 научно-методических статей. Важнейшие из них: "Основные вопросы организации воспитательной работы в школе (1967), "Активизация учения школьников" (1970), "Теория нравственного воспитания" (1972, в 1975 г. издана в Братиславе на чешском языке), "Нравственное воспитание школьников" (1983). И.Ф.Харламов - автор многократно переиздававшихся учебных пособий и учебников по педагогике, которые выходили на белорусском (1996) и русском языке в белорусских издательствах ("БГУ им. В.И.Ленина", "Университетское", "Вышэйшая школа" в 1979, (в 1983 г. издана в Пекине на китайском языке), 1998, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004) и московских издательствах ("Высшая школа", "Юристъ", "Гардарики" в 1990, 1997, 1999, 2000, 2001, 2002, 2004). Автор поэтического сборника "На перекрестках жизни" (1998).

 Авторитет и известность кафедры подкреплялись высоким профессиона-лизмом таких преподавателей, кандидатов педагогических и психологических наук, как К.А.Комиссарчик, С.Г.Крантовский, Е.И.Балашов, А.В.Санникова, Н.И.Мурачковский, Р.Н.Овчинников, Г.Г.Гусева, М.А.Дмитриев (с 1992 г. доктор педагогических наук). На качественном уровне проводили учебную работу со студентами, активно участвовали в общественной жизни пединститута и университета преподаватели В.Ф.Денисова, В.Ф.Брень, О.И.Филачева, Г.А.Гудилин, И.С.Оробей. В период с 1972 по 1987 гг. преподавательский коллектив кафедры по результатам научно-исследовательской работы неизменно занимал первые места среди общеуниверситетских кафедр. Широкую популярность среди учителей и студентов приобрели выпускаемые издательством "Народная асвета" сборники "Эстетические беседы с учащимися" (1977-1992). В общей сложности членами лаборатории нравственного воспитания, существовавшей при кафедре, разработано около 130 этических бесед для проведения их с учащимися V-VIII классов.

 После того, как при кафедре стала функционировать аспирантура (1974), ее состав постоянно пополнялся молодыми специалистами, защитившими кандидатские диссертации под руководством И.Ф.Харламова. Для работы на кафедре были оставлены Ф.В.Кадол, Л.Н.Сечко, В.П.Горленко, В.Т.Чепиков, А.А.Лытко. В 1992-93 учебном году, накануне раздела кафедры на две самостоятельных - педагогики и психологии - в ее штат входило 7 доцентов, кандидатов педагогических и психологических наук. В 1992 г. М.А.Дмитриев защитил докторскую диссертацию на тему "Становление и развитие политехнического образования и трудового воспитания в общеобразовательной школе республики Беларусь в 1919-1991 гг."

 В последние 15 лет кафедра вела научные исследования по двум направлениям: повышение эффективности нравственного воспитания учащихся и развитие научных основ педагогической практики студентов. Результат этих исследований - публикация монографий, учебных пособий и научно-методических статей. В московских и республиканских журналах опубликованы статьи И.Ф.Харламова "Саморазвитие личности и воспитание", "Этычныя веды: роля ў развiццi маральнасцi i паводзiн асобы", "Формирование личностных качеств в процессе воспитания", "О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве", "Педагогическая практика студентов: старые и новые подходы". Ф.В.Кадол опубликовал пособие для педагогов "Воспитание чести и достоинства старшекассников" (Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. 208 с.) и монографию "Честь и личное достоинство старших школьников: теория и практика формирования" (Гомель, 2002. 282 с.). В.П.Горленко изданы учебнометодическое пособие "Класны кiраўнiк: асновы выхаваўчага ўмельства" (Мн.: "Iнвеста", 1995. 160 с.) и монография "Педагогическая практика: развитие научных основ" (Мн.: Университетское, 2002. 294 с.).

 С марта 2003 г. кафедру возглавляет Федор Владимирович Кадол. В 2002 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Формирование чести и личного достоинства учащихся в системе нравственного воспитания." Им опубликовано более 120 научных работ.